Тема наличия склика при размещении контекстной рекламы Яндекс Директ в некоторых случаях очень сильно раздута. Я встречал рекламодателей, которые прекращали подавать объявления из-за скликивания конкурентами. Стоит ли последовать их примеру и какова реальная вероятность наличия некачественных кликов в вашей кампании, узнаете ниже.
Для начала определимся с понятиями. В Яндекс Директе скликивание (кликфрод) – это массовая целенаправленная накрутка кликов по рекламе с целью быстрого расхода бюджета жертвы. В основном бывает автоматическое – боты/скрипты для склика имитируют действия пользователей на выдаче и сайте. Но бывает также и скликивание ручным способом.
Яндекс довольно удачно борется с намеренным кликфродом/накрутками кликов, оперируя более 20 параметрами и отсеивая клики в автоматическом режиме. Эффективность защиты от скликивания можно проверить, сравнив свои логи сервера при использовании меток и статистику Директа за продолжительный промежуток времени. Недействительные клики не учитываются в статистике. К тому же обнаружить публичные скрипты для накрутки кликов поисковику не составляет труда.
Если один рекламодатель захочет скликать конкурента, с одной стороны, можно подумать Яндекс должен отнестись к этому положительно, поскольку деньги пойдут поисковику в казну. Однако это не так, поскольку его представители не раз заявляли о заинтересованности в долгосрочном сотрудничестве, а не в мимолетной прибыли от кликфрода. К тому же существует возможность заказать ручную проверку на склик, обратившись в поддержку.
Однако в контекстной рекламе все равно присутствует небольшой объем некачественных/ошибочных кликов, из-за невозможности распознать их при малых объемах. Обычно они возникают из-за:
Многие начинающие рекламодатели думают, что эффективность рекламы Яндекс Директа отсутствует из-за скликивания конкурентами, но в действительности это не так. Типичные случаи выглядят следующим образом:
Для некоторых тематик (очень узких) действительно такое количество посещений приводит к заказу, однако для большинства тематик конверсия колеблется от 1% до 10%. Рекламодатели недооценивают, что очень многое зависит от сайта, на который попадает потенциальный клиент.
Причины могут крыться в сезонности спроса на предлагаемые товары или услуги, в кардинальных изменениях на сайте и в возросшей конкуренции, которая привела к смещению объявления с высокой позиции. Отслеживать звонки с Яндекс Директа можно с помощью инструмента «Целевой звонок Яндекс Метрики«.
Опять же сезонность, только теперь возросшая или перегретый аукцион и «поджималки» со стороны конкурентов. А также возможен всплеск поисковых запросов, провоцируемых влиянием телевидения, общественно-политических и культурных событий. Менее распространенный вариант, когда выстреливают доп. релевантные фразы или тематические площадки. Из последнего можно выделить всплеск из-за введения картинок в Яндекс Директе.
Если в рамках визита состоялся один просмотр (без рефрешей), то у таких посещений будет длительность 00:00 или 00:15 (при включенном точном показателе отказов). Найдя эти посещения в Вебвизоре становиться понятно, что Ваш сайт не заинтересовал посетителей.
Счетчик (как поставить Яндекс Метрику) будет корректно считать клики, только в случае если он находится на одном логине с рекламной кампанией или его номер указан в параметрах кампании. Дополнительно существует возможность подключить метки openstat для Директа. Обратите внимание, что клики по виртуальной визитке не учитываются счетчиком.
Сравнивать данные одной системы анализа с другой не совсем корректно, поскольку полнота собираемых данных зависит от места установки счетчика и подключенных опций. К тому же счетчики могут по-разному интерпретировать статистику.
Самостоятельно обнаружить склик возможно, используя Вебвизор (как установить Вебвизор) в связке с отчетом по IP-адресам, или логи сервера в связке с метками. Анализируя активность на сайте и частоту посещений можно понять, являются ли подозрительные клики некачественными или нет. Вебвизор необходимо настроить соответствующим образом, как показано на скриншоте.
Для более детального анализа можно подключить конструктор отчетов, задав условия, на скриншоте ниже. Сопоставляя данные, вам необходимо «выцепить» IP-адреса посетителей, которые по Вашему мнению занимаются скликиванием.
Найденные IP-адреса добавляем в черный список в параметрах рекламной кампании и запрещаем показы своих объявлений. Максимальное количество — 25 IP-адресов. Это один из главных способов защиты от скликивания Яндекс Директа. Так же не стоит забывать и про ручную проверку на склик, которую можно заказать, написав e-mail в службу поддержки.
UPD от 24.02.14
С 24 февраля Яндекс полностью исключил информацию об IP-адресе из отчетов Метрики. Теперь узнать IP-адрес посетителя не представляется возможным. Негативные комментарии на эту новость не заставили себя ждать.
С уважением, Александр Golfstream!
Этот год принес нам больше 20-ти нововведений от Яндекса, хотя времени до окончания года еще…
Привет! Давно от меня не было никаких новостей, потому что после кризиса многие рекламодатели стали…
Физкульт-привет, читатель! Перед вами гостевой пост от евангелиста, который пропагандирует системный маркетинг для малого бизнеса, фрилансеров и…
Приветствую, читатель! В рунете можно найти много информации на тему управления ставками в Яндекс.Директе, а…
Приветствую, читатель! Я часто сталкиваюсь с проблемой, которая заключается в том, что многие сервисы для…
Приветствую, читатель! Сидя под солнцем и слушая шум волн, я решил собрать все способы привлечения…
Посмотреть комментарии
Максимальное количество запрещенных IP-адресов - 25.
А если мне надо добавить 30? Что делать?
Могу посоветовать, "распылять" ip адреса по кампаниям, предварительно проанализировав статистику по переходам в Метрике. Конечно способ не айс, но как говориться, на безрыбье и рак рыба.
Вебвизор действительно классная штука!
А в умелых руках он становится настоящим оружием для повышения показателя конверсий на сайте ;)
Очень хорошая статья. Я раньше опасался давать рекламу в яндекс именно из-за этих скликиваний
Здравствуйте, Александр. Спасибо за Ваши статьи, они очень помогают! Я подключила Вебвизор по Вашим рекомендациям, но в настройках Вебвизора не предлагается показ данных по Адресу IP и IP Сеть. Может ли быть так, что в каких-то других настройках у меня отсутствуют эти опции?
Вера, добрый день.
Дело в том, что несколько дней назад Яндекс полностью отключил показ информации об IP-адресе и IP-сети в счетчике Метрике.
Под соответствующей записью в блоге Яндекса уже появились гневные комментарии.
В ближайшее время я обновлю статью и уберу из нею информацию об IP-адресе и сети посетителя.
Зато всегда есть ЖУРНАЛ ЛОГОВ
Согласен, но не все им умеют пользоваться.
http://clubs.ya.ru/metrika/replies.xml?item_no=10888
нет теперь IP адресов
В связи с отключением IP-адресов, статья будет в ближайшее время исправлена.
Ждем статью, а то не знаем, право дело, что делать!
Елизавета, боюсь что на целую статью информации не наберется.
Суть остается такой же, только меняется инструмент (с Яндекс.Метрики на логи сайта). Расшифровку логов следует доверить вашему вебмастеру.
Александр, добрый день. А как быть с сильными различиями между статистикой wordstat и Метрики? Несколько раз наблюдал, что заходы по фразе с контекстной рекламы могут превышать статистику wordstat. Вбиваю фразу в вордстате - 30 показов, на сайт зашло по контексту 76. С чем это может быть связано?
Александр, здравствуйте!
Описанная вами ситуация может объясняться не состыковкой периодов:
Вордстат показывает данные за предыдущий месяц. Дата последнего обновления указана под кнопкой "Подобрать".
Спасибо за ответ. С датами все правильно, я брал периоды исходя из даты обновления wordstat. Подозреваю, что частично это может быть связано с настройками рекламной кампании - часть кликов приходит из сети, а wordstat берет статистику только с поиска. Не могу найти способ посмотреть, сколько человек пришло с рекламы поисковой выдачи, а сколько из рекламной сети Яндекса...
Александр, скорей всего это и является причиной.
Интересующий вас пункт находиться в отчете "Статистика по дням/общая" => Показать дополнительные настройки => Площадки. После этого выбираете галочкой интересующий вас тип площадки.
Здравствуйте, я порекомендовал сервис по анализу рекламы конкурентов в Яндекс Директе - aTrends.ru
Вы можете по ключу или домену выгрузить всю рекламную кампанию конкурента.
Сервис дает возможность проанализировать рекламную кампанию и получить рекомендации для улучшения рекламной кампании. У меня эффективность увеличилась на 15-20%. Но всегда нужно руководствоваться здравым смыслом.
Второе, есть такая штука, как определение коэфф. эффективности, - это сравнение с обьявлениями конкурентов. Сравнение обьявлений у кого составлено наиболее эффективное. И сразу понимаешь, что не хватает в рекламной кампании (адреса, быстрых ссылок, призывов к действию и т.д.)
Спасибо за информацию. Добавлю к себе в соц сеть для друзей, и ссылочку поставлю на эту статью тут.
Здравствуйте, Александр! Подскажите пожалуйста как после настройки отчетов понять, что на странице были боты или просто вскликивание?
Привествую, Лиза! Определить ботов всегда можно по тому что показатели ихнего времени на сайте, отказов и глубина просмотра стремиться к нулю.
Спасибо за статью